Турбина: как это работает?

Основной принцип работы любой турбины: она нагнетает воздух в двигатель под давлением, увеличивая наполняемость цилиндров (загоняя в неизменный объем большее количество топливно-воздушной смеси в единицу времени), что в конечном итоге значительно увеличивает мощность.

Почему это работает?

Колесо компрессора вступает в действие на больших скоростях (максимальная скорость вращения вала турбины может достигать порядка 150 тыс. об/мин), когда выхлопные газы начинают крутить турбинное колесо, соединенное с компрессорным валом.

Турбина в разрезе
  1. Входная часть компрессорной улитки
  2. Выходная часть компрессорной улитки
  3. Колесо компрессора
  4. Вал турбины
  5. Центральная часть
  6. Вход в турбинную улитку
  7. Выпускная часть турбинной улитки (сопло)
  8. Колесо турбины
  9. Канал подачи масла
  10. Осевые подшипники
  11. Кожух водяного охлаждения
  12. Клапан вейстгейта
  13. Упорный подшипник
Турбина

Компрессорная часть (холодная улитка)

Здесь расположено компрессорное колесо с впуском в центре и выпуском в конечной части спиральных лопаток. Размеры улитки могут быть самыми разными, в зависимости от характеристик компрессора и, разумеется, цели использования.

Колесо компрессора (ротор)

Это колесо, всосав воздух в компрессорную улитку, подает его затем в мотор. Ротор начинает крутиться после того, как газ раскручивает колесо турбины.

Турбинная часть (горячая улитка)

Ее иногда называют улиткой выпуска. Она имеет такую же форму, как и улитка компрессора. Располагается между выпускным коллектором и выпускной системой. Здесь находится турбинное колесо. Газ входит в турбину через периферийный диаметр спирали улитки, а выходит через центральное отверстие.

Колесо турбины (крыльчатка)

Турбинное колесо конструктивно ничем не отличается от компрессорного. Его приводят в движение выхлопные газы, нагнетаемые турбинной улиткой. Турбинное колесо, в свою очередь, раскручивает турбинный вал, который приводит в движение компрессорное колесо.

Вал (ось)

Вал, соединяющий оба колеса турбины, поддерживается в центральной части с помощью подшипников. Для снижения лагового эффекта и в турбосистемах с высоким давлением наддува используются валы из никелевого сплава, которые могут справиться с большими температурами, перегрузками и обладают малым весом. Это дает возможность сократить до минимума время, когда двигатель находится в турбояме (т.е. на таких оборотах, когда турбина еще не в состоянии обеспечить достаточное для турборежима давление).

Центральная часть (картридж)

Центральная часть находится соответственно между компрессорной и турбинной улитками. Сюда под давлением подается из двигателя масло, чтобы смазать и охладить систему подшипников скольжения и вал. Также через картридж циркулирует и охлаждающая жидкость.


Чтобы турбина работала эффективно, она должна соответствовать целям получения заданных характеристик двигателя, на который установлена. Это означает, что прежде, чем браться за тюнинг такого рода, нужно как следует подумать.

По теме:  Турбонаддув своими руками



Оставить комментарий

CAPTCHA