Suzuki Jimny: на 100% мужской автомобиль

Перед покупкой своей первой машины я вооружился логической схемой из четырех пунктов: цели и задачи автомобиля à его конструктивные особенности à мои требования к комфорту à стоимость обслуживания. И вот что из этого вышло…
Машина: Suzuki Jimny
Модификация: JB33
Страна производства: Япония
Двигатель: G13BB, 86 л. с., 1,3 л
Год выпуска: 2000
Цена покупки: 300 000 р.
Стоимость последующих вложений: 70 000 р. (с июля по март, но – прошу заметить! – речь идет по большей части не о внезапных ремонтах, а о плановом восстановлении).
Пробег: личный – 7000 км, общий – 62 000 км (реальный – 90 000 км, одометр был явно скручен).
Цели и задачи

Внедорожник должен быть внушительных размеров, с дизельным мотором, пятидверным? В сторону стереотипы! Надо думать своей головой.
Сколько человек обычно ездят в машине? Один-два. Значит, большие «Субурбаны» можно не рассматривать. Да они и неэкономичные к тому же. Престижность? А что это, если не стереотип? Отдадим его в руки маркетологов, а себе будем выбирать по уму.
Проходимость? Если машина умеет ездить по бездорожью, она имеет свойство и застревать. А если ты один в машине? Пробная поездка на подготовленном Nissan Terrano оставила неизгладимое впечатление: машина такая серьезная – с лебедками, 35-дюймовыми колесами. Но тяжелая. Из ручья мы ее всей толпой (экипажи двух машин) не могли вытащить с помощью той же лебедки и второй машины. На пятом часу этого действия сам собой напросился вывод: чем машина легче, тем лучше. Как Terrano в одиночку вытаскивать? Идти за трактором. Нет уж, автономность важна. Значит, в плюс небольшой вес и скромные размеры, чтобы даже ручной лебедкой можно было самому себя вытащить из хлябей.
Тема колес также важна. Какой размер внедорожной обувки самый бюджетный? 205/70 R15. Дешевле некуда. Кто ездит на этой резине? «Нива», Kia Sportage первого поколения, Suzuki Jimny и несколько других, не столь известных авто.
Итак, сужаем круг поиска: требуется неприхотливая, комфортная, всепролазная машина, которая будет небольшой, экономичной, прочной, готовой к внедорожному тюнингу.
И все указывало на «Ниву»... Но не хватало комфорта, мешали запах бензина и выхлопных газов в кабине, шум. Потерпеть можно. А если не терпеть?
Оставались Sportage и Jimny. И все шло к первому варианту. Пока не прокатили на «Джимнике».
Небольшая машинка, но с выверенной эргономикой, готовая и четырех человек везти. Багаж? В бокс на крышу. Благо ставить его пару минут. А вот тащить на себе пару дополнительных метров в виде огромного багажника – занятие сомнительное, уже и с парковкой сложней (а так – на любом пятачке, хоть задом, хоть передом, хоть боком), и опять-таки увеличение веса, ухудшение динамики, внедорожных показателей.
Спустя полтора месяца был найден подходящий вариант: 2000 года выпуска (JB33), с механической коробкой передач, из Эмиратов. За ржавчину бояться не приходилось – кузов у всех «Джимников» оцинкованный и к ржавчине не склонен.
Конструктивные особенности

Конструктивно Jimny – «последний из могикан»: рама, зависимая подвеска спереди и сзади, демультипликатор. Что еще для счастья надо?
Полностью механический контроль над всеми процессами (машина дорестайлинговая, поэтому раздатка управляется рычагом, а не кнопками). Двигатель – песня отдельная. Надежный, простой, дружелюбный в ремонте. Вот только бывает сложно дотянуться, в силу скромных размеров подкапотного пространства, до той или иной детали. Но тем не менее все продумано. Надо только включить голову, и ответ найдется.
Достаточно сказать, что двигатель G13BB часто используют в малой авиации. Приятно!
Требования к комфорту

Пугает отсутствие комфорта в «Джимнике»? Да ладно, ты не ездил, видимо, на военном УАЗе.
А если серьезно, то был просто сражен с первой поездки. Разогнался до сотни, а двигатель и не слышно особо, педали легкие. Гидроусилитель, кондиционер. Ездит машинка отменно, пробеги в 300 - 400 км за раз даются без лишних напряжений.
Вот только не любит резких перестроений и ям. Сказываются особенности короткой базы, конструкции мостов. На грейдере приходится существенно снижать скорость, так как появляется эффект козления.
А еще «Джимник» любит запотевать. Если полный салон людей, то ездить при непогоде можно только с кондиционером. Поэтому при покупке последний стал одним из критериев. Достаточно часто на рынке попадаются машины в простейших комплектациях. Как на них ездят? Не знаю.
Неприятным моментом стал и тот факт, что в дождь фары и стекла покрываются очень быстро грязью так, что приходится частенько останавливаться и протирать их. Все-таки аэродинамика, близкая к квадрату, дает о себе знать.
Стоимость обслуживания

А вот тут вышла промашка. Машинка оказалась достаточно дорогой в обслуживании (а ведь это было критерием при выборе).
Первым делом (осталась привычка со времен увлечения мототехникой) были заменены большинство жидкостей: масло в двигателе, мостах, коробке передач, раздаточной коробке.
Причем все это у официального дилера. Почему не менял самостоятельно? В принципе, ничего сложного в этом нет, но не было на руках информации, что и в каком объеме лить в конкретные узлы, да и хотелось сделать общую диагностику автомобиля.
Что нам дарит официальный сервис? Комфорт обслуживания, гарантии выполненных работ, оборудование, которого, возможно, и нет на обычных сервисах в «гаражах». Решено – еду. После диагностики также были заменены тормозные диски, разработаны тормозные суппорты, заменены рулевые наконечники, приводные ремни. Был приятно удивлен, что для подержанных автомобилей существуют значительные скидки на обслуживание (порядка 30 -40%).
Но запчасти... Оригинальные совсем не бюджетные, поэтому взгляд был обращен на неоригинальные. Разница в стоимости примерно двукратная по всем наименованиям. Однако есть детали, которые придется поискать, а их стоимость будет шокировать. К примеру, топливный фильтр (он стоит в бензобаке) – от 4500 р. за неоригинал до 6300 р. за родной. Плюс 2000 р. за работу по его замене, так как надо снимать бензобак. Правда, частота замены – раз в 90 000 км. Можно и поменять.
В итоге по стоимости запчастей удалось сэкономить до 50%. И это при том, что выбирал качественные комплектующие. Свой выбор обычно останавливал на немецких: японские дороже, английские в ту же цену, но качество могло быть сомнительным (вспоминаются «Ягуары» и «Ленд Роверы»).
Настал черед ремня ГРМ (на версиях с 2002 года появился новый двигатель, где используется цепь). И тут... Я был просто ошарашен: «официалы» за замену попросили 6500 р. Конечно, самому это сделать затруднительно (в подкапотном пространстве «Джимника» тесно, нужен навык). Стал искать, где мне это сделают. Изучил профильные клубные сервисы. В итоге нашел: цена на работы в 2 раза ниже. Отлично!
Настроение было приподнятым до тех пор, пока не понял, что тормоза не работают так, как надо (хотя просил их посмотреть и «официалов», и «неофициалов»). Нашел третий сервис. Не стал пить кофе, коротая время за планшетом, пошел в ремонтную зону, стал помогать мастерам. Все было сделано как надо. Сам убедился. Но тормоза опять не тормозят.
Стал искать причины. Понял, что нужна запчасть, которую надо заказывать... Нашлась она только в ОАЭ. Может быть, привезут, а может быть, и нет.
В итоге опять поездка к «официалам» – в надежде, что у них запчасть будет в наличии (ведь при покупке учитывалось, что раз машина до сих пор выпускается, проблем с запчастями не будет). Что за запчасть? Пружинка «колдуна». Но и там ее не было.Чтобы не ездить впустую, поменял тормозные колодки сзади (к слову, старые не особо износились, но зачем рисковать? Что называется, работа на опережение событий). Но профилактика есть профилактика, и еще 1500 р. за комплект утекли из кошелька...
Сейчас машина ожидает, когда сниму ту самую пружинку и отнесу в контору по изготовлению подобных девайсов, чтобы там сделали аналогичную как по размерам, так и по характеристикам жесткости.
Коварная вещь и пневмохабы. Ломаются в самый неподходящий момент. Вот и у меня они сломались там, куда машина-эвакуатор (L200) ехала гораздо дольше, чем Jimny. Дело было… в болоте. Добрался до дома уже с готовым решением – ставить механические хабы. Стоят они 8500 р. (Aisin, хотя есть варианты и от Warn, но дороже). Меняются очень быстро (снять старые, поставить новые), но могут оказаться закисшими болты (в моем случае так и было). Затем «глушится» пневмосистема – обрезаются шланги под капотом, отверстия затыкаются болтами (чтобы лампочка в салоне не мигала надписью «4х4», мол, поломка). Да, теперь для подключения передка приходится выходить из машины. Но зато и надежность такой конструкции в разы выше.
По стоимости работ: уже ушло порядка 35 000 р. На запчасти и расходники в совокупности столько же.
Итак, с запчастями все понятно, надо искать неоригинальные. А вот какой сервис лучше? В целом, официальный, пусть и дороже: существует контроль качества, все цивилизованно и не так дорого, как кажется.
У «неофициалов» есть тоже одно серьезное достоинство. Они берутся за работы, от которых отказываются «официалы». Да и цена обычно в 2 - 3 раза ниже. Качество работ – разное. Но если есть толковый человек, то так ли важно, где он работает?
Конечно, эту машину по силам обслуживать и самостоятельно, так как конструкция очень логична и продуманна. Но для этого требуется свой гараж со всем оборудованием. А главное – время. Чтобы все это совместить, надо открыть свой сервис, не меньше.
Твой личный механик
Плановое ТО: как пройти его без переплат?
Что в итоге?

Такое ощущение, что машину делал прагматик до мозга костей: выверена общая концепция автомобиля и учтена каждая мелочь.
Убедился в этом в очередной раз, когда радиоантенна зацепилась за крышу бокса и сломалась. Новая стоит порядка 1500 р., но ведь будут поездки по лесам – значит, не вариант, взять активную, но и тут есть свои минусы. В итоге в автозапчастях была куплена пассивная гибкая антенна за символические 120 р., от старой были взяты крепления к крыше, доработаны дрелью и напильником. И тут «Джимник» снова приятно удивил: отверстие в крыше для провода от СВ-антенны уже предусмотрено – под левым задним «башмаком», что закрывает крепление рейлинга, провод антенны идет по коробку сквозь переднюю стойку крыши, под панелью приборов аккуратно закреплен хомутами.
Машина сделана с умом. Может, она и кажется игрушкой (Willys и Land Rover Series 1 были тех же габаритов), но это на 100% мужская машина, с которой надо уметь ладить и находить общий язык. Без головы ее водить нельзя.
Нужен разгон? Крути двигатель! Рабочий диапазон между 4200 об/мин и 6000 об/мин. Но в этих оборотах мотор очень шумит. Поэтому гораздо приятней поддерживать 2500 - 3000 об/мин и наслаждаться неспешной ездой. К «козлению» на кочках привыкаешь и готовишься заранее. Задний привод зимой вкупе с хорошей нешипованной резиной (Bridgestone Blizzak DM-V1, комплект которой обошелся в не столь большие 12 500 р.) каких-то проблем с поведением на дороге не выявил. Скорее наоборот, была возможность пустить машину в занос на льду озера. Ехать же по голому льду сквозь леса и поля, не боясь улететь в кювет, все же лучше на полном приводе.
Динамика машины напрямую зависит от ее загрузки. «Джимник» готов питаться 92-м бензином, прост и понятен в плане ремонтопригодности, даже в стандарте машинка объезжает многих «оффроад-монстров» на бездорожье.
С уважением на дороге тоже все в порядке: не притесняют, ведь как будешь себя сам вести, так и к тебе будут относиться.
Про парковку можно и не говорить. Смело въезжай даже в самый тесный двор. Реальный расход топлива по трассе составляет порядка 6,5 - 7,5 литра, в городе - 9 - 10, на бездорожье... На бездорожье с полным приводом стрелка просто на глазах падает вниз. А что делать – и УАЗ становится бензинопоглощателем с включенным передним мостом вне дорог.
Сейчас машина готовится как экспедиционник, потому что дальнобои на нем совсем не утомительны. Просто не надо торопиться.
По теме:
Техно. Решение
Построим из «Джимника» монстра?
Оставить комментарий