Приводные ремни – нерастяжимые и эластичные. Какие лучше?

Даже незначительные на первый взгляд проблемы с ременным приводом, если их не устранить вовремя, способны нанести современному мотору вред на многие тысячи рублей.

Дешевле и проще



Постоянное совершенствование конструкции автомобиля и, в частности, его двигателя приводит к появлению в нем компонентов, которые по своим качествам и эксплуатационным свойствам разительно отличаются от тех, что применялись ранее. Так, еще совсем недавно на смену традиционным, нерастяжимым приводным ремням вспомогательных агрегатов пришли их эластичные аналоги.

В чем между ними принципиальная разница и можно ли один ремень заменить другим? Начнем с того, что эластичные ремни набирают все большую и большую популярность в среде конструкторов автомобильных двигателей, потому что они, в отличие от традиционных, не требуют каких-либо дополнительных устройств, обеспечивающих их натяжение. Это означает не только снижение себестоимости продукции, но и упрощает последующее техническое обслуживание.

Если в массовом производстве ДВС отказаться только от роликов, посаженных на подпружиненные рычаги, или иных натяжных устройств, то экономия производителя силовых агрегатов будет исчисляться сотнями тысяч евро в год.

Конечно, в простых приводных схемах, характерных для машин 10 - 15-летней давности, натяг мог задаваться и отклонением одного из приводных агрегатов относительно оси его крепления. Как правило, таковым в большинстве случаев является генератор. Этот метод, пожалуй, самый простой и распространенный, и именно по этой причине он долгое время был основным практически во всех силовых установках автомобилей и специальной техники.

Однако как его реализовать, если генератор имеет встроенную рубашку охлаждения? А ведь такие агрегаты применяются на ряде легковых машин бизнес-класса. Их электрическая сеть настолько сильно нагружена различного рода потребителями, что агрегаты традиционной конструкции зачастую просто не выдерживают. Потом, моторостроители все чаще и чаще применяют один длинный ремень, которым приводится сразу несколько навесных агрегатов. В этом случае натяжение его должно быть задано с особой точностью. Во-первых, это исключит проскальзывание ремня на шкивах, а во-вторых, не допустит перегрузки подшипников.

 Кстати, именно по этой причине производители двигателей применяют автоматические натяжители, в которых усилие задается строго тарированной пружиной. Но ведь не секрет, что со временем жесткость этой пружины может измениться, особенно если рассматривать компоненты, устанавливаемые в процессе ремонта или обслуживания ДВС взамен оригинальных.

Что остается? Правильно, возложить функции натяжителя непосредственно на сам ремень. А поскольку при этом мы убираем все устройства для натяга, то ремень должен обладать строго определенной эластичностью - чтобы и на шкивы его можно было надеть, и требуемый натяг при этом обеспечить.

Две большие разницы


Теперь возьмемся за отличия между традиционными «нерастяжимыми» и эластичными ремнями вплотную.

Итак, главное отличие - в материале корда. В нерастяжимом приводном ремне корд изготовлен из практически нерастяжимых полимерных нитей.

Слово «практически» мы применили не случайно, так как материалов, которые бы не давали усадку или не деформировались при долговременном приложении силы, очень мало, а их стоимость даже при массовом производстве приведет к значительному удорожанию конечного изделия.

В случае с эластичными ремнями, напротив, конструкторы применяют корд, изготовленный из особых, композитных материалов, допускающих деформацию растяжением. Причем деформация эта имеет строго определенную зависимость от силы, которая прилагается к материалу (в нашем случае — к ремню). 

Кстати, именно способность растягиваться и позволяет производить установку эластичного ремня на приводные шкивы навесных агрегатов с обеспечением требуемого уровня его натяжения.

Само собой разумеется, свойства материала корда подбираются со скрупулезной точностью. Ведь от того, насколько сильно растягивается корд и, соответственно, приводной ремень, а также от силы, с которой он стремится вернуться в первоначальное состояние (сжимается), и будет зависеть натяг его ветвей, а также величина передаваемого крутящего момента и нагрузка на подшипники

Речи о том, чтобы вручную натянуть или снять ремень со шкивов, не идет. Понадобится специальное приспособление. Оно может быть как одноразовым и прилагаться в комплекте к ремню, так и многоразовым, предназначенным для применения в условиях станции технического обслуживания. Но на многих мультибрендовых СТО мастера отдают предпочтение одноразовым устройствам, приобретать оснастку для многоразового применения – удовольствие дорогое.

Фокусы не пройдут


Самое распространенное устройство для установки эластичного ремня на шкивы представляет собой особый кронштейн, позволяющий предварительно присоединить (закрепить / зафиксировать) ремень на шкиве.

Сам процесс посадки ремня на шкивы прост до безобразия – посадка достигается проворачиванием коленчатого вала с параллельным движением ремня по шкивам. От начала до конца процесса проходят мгновения, или один проворот коленчатого вала.

Для того чтобы снять ремень, приспособлений не требуется вообще. Для демонтажа достаточно просто перерезать его остро заточенным ножом.

А теперь интрига. Поскольку двигатели модернизируются постепенно, то конструктив настолько схож, что возникает желание заменить традиционный ремень, требующий наличия в конструкции привода элементов натяжения, на более современный эластичный и забыть о том, что его необходимо подтягивать.

Тем более что есть немало примеров, когда у одной и той же машины могут быть тормозные суппорты разной конструкции. Причем их замена не вызывает проблем с технической точки зрения. Увы, но с ремнями такие фокусы не проходят. Заменить традиционный нерастяжимый приводной ремень эластичным невозможно ни при каких обстоятельствах. В этом случае мы вносим в конструкцию мотора весьма серьезные изменения. А каким образом они отразятся на его надежности, не возьмется сказать ни один конструктор и ни один сервисмен.

Если заводом-изготовителем предусмотрена установка в привод навесных агрегатов неэластичного ремня, то именно такой и должен быть смонтирован.

Имеет ли место случайность?


А нельзя ли случайно перепутать один тип с другим? Да, это возможно, особенно когда подбор идет по таким параметрам, как длина, ширина, количество выполненных на рабочей поверхности ручьев, то есть по принципу идентичности. Если же продавец ориентируется на данные электронного каталога, то ошибка исключена на 100%.

Кроме того, даже если ты приобрел неэластичный ремень взамен эластичному, то установить его в привод, то есть натянуть на шкивы, попросту не удастся. Ведь нити корда не удлиняются при приложении к ним нагрузки!

А вот если представить ситуацию обратную, когда на место нерастяжимого ремня будет устанавливаться эластичный, то его установка вполне возможна. При этом мастер СТО закроет заказ-наряд, выпустит машину, а мастерская получит свою прибыль. Но сколько проработает такой ремень? Как отразится его работа в непредназначенном для него приводе на ресурсе подшипников, генератора, компрессора климатической установки или насоса гидравлического усилителя рулевого управления?..

Выбирая приводной ремень альтернативного производителя, следует внимательно сверить его маркировку с той, которая соответствует оригинальному изделию. Напоминаем, что маркировка «родной» детали и альтернативной запасной части даются вместе. Причем дублирующая будет указана в скобках.

Теперь пришла очередь оценить ресурс обоих типов ремней. Так вот, несмотря на кардинальные различия в материале корда, эластичные и неэластичные ремни имеют резиновые смеси и армирующие материалы профилей примерно одинакового химического состава. А значит, по износу они будут примерно одинаковы (но не стоит забывать, что при износе происходит ослабление контакта ремня со шкивами и наблюдается его проскальзывание). В этом случае происходит ускорение процесса износа с оповещением автовладельца периодическими «визгами».

Ременная передача классической конструкции с нерастяжимым ремнем позволяет произвести корректировку натяжения ремня при помощи соответствующего устройства или отклонением навесного агрегата относительно оси его крепления. Восстановление сцепления ремня со шкивами и рост передаваемого крутящего момента не просто устраняют «визги», но и нормализуют работу привода.

Если же подал голос эластичный ремень, то никакие ухищрения по продлению срока его службы не избавят вас от замены.

Предлагаемые в магазинах аэрозоли, предназначенные для обработки ремня определенными химическими составами, «продляющими» срок его службы, увы, также малоэффективны. Такие годятся разве что для того, чтобы заглушить голос привода перед продажей машины, - дескать, замену ремня пусть производит новый владелец.

В общем, если эластичный ремень износился, то его участь предрешена - замена.

Читайте также:

  • Текст: Денис Миронов


Оставить комментарий

CAPTCHA