GXV-T: армейский боевой автомобиль будущего от DARPA

Военное научно-исследовательское агентство DARPA в конце 2014 года объявило о программе Ground X-Vehicle Technologies (GXV-T), в рамках которой должно быть создано наземное транспортное средство на замену армейскому вездеходу HMMWV, широко применяемому сейчас ВС США.

Бэтмобиль или армейская машина?

Пока не ясно, будет ли GXV-T легким бронированным автомобилем или танком, но Агентство хочет, чтобы техника обладала улучшенными характеристиками, а добиться этого разработчики планируют при помощи самых передовых технологий.

GXV-T Darpa

В представленном видеоролике новая машина выглядит довольно футуристично, заставляя вспомнить средство передвижения Бэтмена и другие автомобили из культовых фильмов. Усиливает подобное сходство описание новейших бортовых систем:

  • режим визуализации, чтобы обеспечить находящегося в закрытой кабине водителя полной информацией о внешних условиях (и это не только круговой обзор);
  • планировщик пути, который показывает оптимальный маршрут к нужной точке;
  • классификатор ландшафтов, выбирающий режим движения в зависимости от почвы;
  • разумная функция «свой-чужой», умеющая отличить друзей от противников.

Все это должно действовать согласовано, под управлением надежного компьютера, способного работать в режиме автопилота, чтобы освободить водителя для выполнения более важных боевых задач.


Многослойная броня и адаптивный камуфляж

По сообщению DARPA, новое транспортное средство будет полагаться на скорость и увертливость, а не на броню, потому что она слишком обременительна и неэффективна против современного оружия. Более действенный и рентабельный подход, по мнению Агентства, заключается в развитии систем камуфляжа и обнаружения противника, а не пассивной защиты.

Частичная броня для защиты от снайперов и ручной артиллерии все-таки предусмотрена. Но она будет легкой и разработанной по современной технологии «многослойной защиты», где применяется меньше стали и больше углеродных материалов.

DARPA - Ground X-Vehicle Technology (GXV-T)

Умные бортовые системы

Для планирования маршрута, скорее всего, умный автомобиль будет использовать Google Maps или что-то подобное, дополненное цифрами с радара и оптического дальномера. Основой классификатора ландшафтов, видимо, послужит экспертная система, сравнивающая показания датчиков с базой данных вероятных почв.

Информация, поступающая с бортовых анализаторов, может быть дополнена сведениями воздушной разведки, произведенной спутниками и дронами. Последние, кроме этого, способны нести оружие, чтобы наносить удары по врагу, руководствуясь командами человека или компьютера.

«Дружественный огонь», вызванный ошибкой, до сих пор приводит к большому числу жертв, поэтому неудивительно, что система «свой-чужой» – это важнейшая и наиболее засекреченная часть современных военных машин. Скорее всего, GXV-T будет использовать несколько факторов для классификации участников боевых действий, в том числе и нечеткую логику, чтобы минимизировать возможные потери от неверного опознания.

Живой водитель – все еще самый хрупкий и склонный к ошибкам элемент. Он нуждается в свободном месте, системах жизнеобеспечения и визуализации. Может быть, развитие военной техники приведет к появлению беспилотных устройств, управляемых через непрерываемые и неперехватываемые системы связи. А вполне возможно и то, что появятся полностью автономные системы, ведомые искусственным интеллектом бортового компьютера.

Какая технология будет более эффективна, покажет будущее, в том числе и автомобиль GXV-T, который пока еще нуждается в человеке-водителе, хотя многое способен делать сам.

Насколько это реально?

Пока все это лишь концепция, предложенная DARPA, чтобы получить контракт Министерства обороны США на 31 миллиард долларов. Существует много препятствий, в том числе различные военные и правительственные учреждения, работающие по устаревшим и несовместимым технологиям.

Поэтому нет гарантий, что программа закончится успехом, а не потерей времени и денег налогоплательщиков, как это произошло когда-то с программой Future Combat Systems. FPS была прекращена в 2009 году, успев к тому времени поглотить больше 1 миллиарда долларов.

Хотя нет поводов сомневаться в том, что DARPA приложит все силы, чтобы боевая машина будущего все-таки появилась. «Планируя создать мощные инновационные технологии, мы открыты для работы с перспективными участниками фундаментальных научных исследований», – заявило Агентство.



Оставить комментарий

CAPTCHA