ОСАГО 2014: страховой полис или дополнительный налог на автомобиль?

Собрался переоформлять ОСАГО? А не факт, что получится с первого раза. Многие страховые компании пытаются сейчас всяческими способами увильнуть от продажи полисов ОСАГО. Почему? Не хотят заработать?

Теперь и тогда

Вышел указ президента о повышении выплат по ОСАГО, причем не только за вред, причиненный имуществу, но и за вред здоровью и жизни. Но, похоже, даже не это столь сильно испугало страховые компании, их по-настоящему озадачил тот факт, что ныне ОСАГО попадает под юрисдикцию «Закона о правах потребителя». Это уже серьезно, поскольку дальше хитрить с выплатами будет очень сложно: есть ущерб, есть оценка независимых экспертов и суд, который при таком раскладе встает на сторону страхователя. А как было раньше? В случае аварии методика расчетов выплаты осуществлялась по схеме, разработанной самим «Союзом автостраховщиков». Схема эта хитрая, полностью игнорирующая мировой опыт.

«Как так?!» - «А вот так!»

Что необходимо для полноценного ремонта автомобиля? Запчасти и работа. Если в цивилизованных странах методика расчетов абсолютно прозрачна (есть немецкий «Евротакс», согласно которому страховщики вводят поправочный коэффициент в зависимости от региона и получают среднерыночную стоимость запчасти), то в России все по-другому.

Попал в аварию и нужно, например, поменять крыло на своем кроссовере? Крыло стоит, скажем, 10 000 рублей, а твоему автомобилю четыре года. Обратившись в страховую компанию по ОСАГО, ты с удивлением узнаешь, что коэффициент износа (выражение-то какое!) крыла на твоей машине составляет 70% и на руки ты получишь всего 3000 р. С возмещением за ремонт похожая история, но не столь очевидная. «Как же так?!» – возмутишься ты. «А вот так!» – ответят тебе в страховой.

Разве в страховых компаниях не понимают, во сколько действительно обходится полноценный ремонт? Понимают, да еще как! Ведь при выплатах по Каско подобного безобразия они не допускают. Почему?

В первую очередь потому, что стоимость Каско гораздо выше тарифов по ОСАГО, не менявшихся почти 10 лет! Именно в борьбе за малую стоимость обязательного полиса государственные чиновники установили, по сути, ограниченную ответственность за ущерб. Не говоря уже о том, что рынок ОСАГО полностью подконтролен Центробанку. По данным РСА (Российского союза страховщиков), на непосредственно страховую деятельность и наполнение резервных фондов отводится порядка четверти из собранных по ОСАГО средств.

«Обязаловка» для всех

Страховщиков жалеть не принято. Но справедливости ради стоит заметить: это частные компании, вполне легальные, они платят сотрудникам зарплату, государству – налоги, но при этом распределение средств расписано государственными чиновниками. Получается «обязаловка» не только для автомобилистов, но и для частного страхового бизнеса.

ОСАГО может подорожать на 20 – 30%. Появятся и единая методика оценки ущерба, и единая ценовая база. Вот только подготавливать все это будут страховщики, а утверждать – Центробанк. То есть, как и в случае с финансовой статистикой, полную картину будут знать не все заинтересованные стороны. Статистика по ОСАГО – так вообще чуть ли не государственная тайна. Автовладельцы могут лишь гадать, что там скрывается: сверхприбыль страховых компаний, отсутствие которой давным-давно признал уже Минфин, или неочевидность финансовых потоков – излюбленных игр госчиновников. Коэффициент износа для такого «социального» продукта, как ОСАГО, в любом случае сохранится. Да и известную методу «хочешь обновить свой рыдван – устрой аварию» ведь никто не отменял.

При таком подходе обязательное страхование так и останется в умах как очередной налог на автомобилистов и точно не станет эффективно функционирующей системой. Или кто-то считает иначе?

Текст: Алексей Романов, Владимир Кузьменко

Фото: Наталья Коновалова

Анонс
Личный опыт. Мы попробовали застраховать две иномарки...



Оставить комментарий

CAPTCHA