На «четверке» по Карелии: десятидневный маршрут

Решил куда поехать на майские праздники? Или нашлись причины, чтобы все отменить: попутчиков не найти, денег нет, ребенок маленький?.. Ну-ну. а жизнь-то проходит…

Я в очередной раз совершал на своей «четверке» ежедневный променад из Москвы (там я работаю) в Серпухов (а здесь живу). По радио рассказывали о загадочной горе Воттовааре… Моя рука сама потянулась к телефону: «Алло, Муся, мы едем в Карелию...»

Сборы в дорогу отечественной пузотерки

Карельская поездка была нашим вторым серьезным путешествием. Первое было полным провалом: неправильно собранный скарб, неподготовленная машина, неверно выбранное место поездки, – в общем, рассказать не о чем, но опыта та поездка прибавила.

Как я уже говорил, у меня «четверка» – отечественная пузотерка, дополненная газобаллонным оборудованием. Никаких изменений в подвеске, кроме задних «нивовских» газовых амортизаторов, на тот момент сделано не было.

Учитывая прошлый негативный опыт, я перераспределил вес поклажи таким образом, чтобы задняя часть не так сильно стремилась к земле. Все наиболее тяжелые предметы были отправлены в переднюю часть экспедиционного багажника собственной конструкции. Данное «чудо технологии» собрано из советского багажника-корзины, фанеры и гидроизоляционной пленки в качестве тента.

Кстати
Такая пленка не очень хорошо подходит, потому что не армирована и тянется при нагревании. Тент выдержал две крупные поездки и на середине третьей порвался.

Еще различными вещами был занят пол за передними сиденьями. Таким образом, багажный отсек автомобиля остался свободен, там мы расположили свои спальные принадлежности – пару одеял, сдвоенный спальник и две небольшие подушки.

Мне повезло работать в фирме, которая занимается производством различных полезных устройств для автомобилей. В дорогу я взял видеорегистратор, автохолодильник, радар-детектор и два навигатора: один с «Навителом», второй – с ozi explorer, в который предварительно загрузил несколько гигабайт растровых карт Карелии и море gps-точек с геокешерскими кладами. Забегая вперед, признаюсь: пригодились мне только навигаторы, Карелия - это такое место, где плохо как с дорогами, так и с дорожной полицией, и если первое расстраивает, то второе не может не радовать! За всю поездку мы не встретили ни одного инспектора ГИБДД и не получили ни одного штрафа! В иных местах регистратор и радар-детектор – весьма полезные спутники.

Своими руками
Карта археологов и кладоискателей

Опция «показать все достопримечательности»

В путь мы двинулись 13 августа, и первая наша остановка была у водопада рядом с тверской деревней Паника. Да, рядом с Москвой есть водопад, кстати, очень интересное место. На подлете к водопаду мы в первый раз оторвали защиту КПП, не беда, болтики в запасе есть, комплект ключей, естественно, тоже, 15 минут - и мы вновь на коне!

Следующий пункт, куда мы устремились, была покинутая ракетная военная часть, загадочно названная туристами «Логово Сатаны», там мы планировали найти геокешерский клад и переночевать.

  

Кстати
Настоятельно рекомендую играть в 
геокешинг, это не только легкая адреналиновая эйфория, но и полезнейший путеводитель по самым интересным местам, расположенным недалеко от твоего маршрута.

Первым делом странно начал вести себя наш навигатор с «Навителом». Он игнорировал прямые дороги и старался нас увести в дебри. Как будто кто-то поставил в программе галочку «показать все достопримечательности». Но, несмотря на все эти козни, искомое «Логово» предстало пред нами во всем своем величии разрухи. Я оставил своих девчат отдохнуть, а сам направился искать клад геокешеров.

Переоделся, взял фонарик, рацию и навигатор и устремился в лес, которым основательно заросла ракетная база. Ходить с автонавигатором по лесу дело, я вам скажу, неблагодарное. Для правильного построения направления ему требуется быстрое движение, а пешком, да по лесу… И еще нюанс: обязательно отмечай точку старта! Я этого не сделал, а опомнился, протопав около километра по валдайским болотам, не однажды провалившись по пояс. Хотел по рации попросить супругу посигналить машиной – не тут-то было, ушел слишком далеко, сигнала не слышно. Стал выбираться назад, бросив затею с поиском клада. В итоге нашел машину с основательно разволновавшимися девчонками спустя часа два, проблуждав около пяти километров по лесу.

- Я не буду здесь ночевать, мне тут не нравится, тут страшно, и вообще это плохое место!
- Мась, да ладно тебе, тут тихо и спокойно…

В итоге мы так и не договорились. Пришлось отправляться дальше, к Валдайскому озеру. Заодно посетили разрушенный Покровский мужской монастырь.

  

В пути потеряли крепления глушителя, пришлось остановиться у автомагазина, чтобы купить недостающие части. Короткий ремонт – и вот он, Валдай!

Кстати
Вот чем хороша «четверка»? Тем, что ее смогут починить в любой деревне, где есть кузнец!

Ночлег посреди озера

Посреди озера остров с Иверским мужским монастырем. Навигатор утверждал, что туда можно добраться по мосту. Сказано – сделано! Ночлег мы нашли на том же островке в окружении доброжелательных рыбаков.

 
  

Кстати
Удобных мест для кемпинга и рыбалки там предостаточно!

Утро. Легкий завтрак вчерашним ужином – и в путь! Следующий пункт - Великий Новгород, экскурсия по кремлю и короткая встреча со старым приятелем.

– Пашка, привет, рад тебя видеть, ну как твой каяк, когда сплавляться будешь?
– Ванька, ты знаешь, я недавно очень сильно поломался и после этого каякинг бросил, очень уж травмоопасный спорт.
– Ой, я тебя знаю, не усидишь же!
– Нет, я теперь более безопасным спортом занялся.
– Это каким же?
– С парашютом прыгаю…

Ночевать остановились на берегу великого Волхова в Старой Ладоге. Сейчас это просто крупное село, а раньше – крупнейший транспортный узел на пути «из варяг в греки». Стародавних достопримечательностей предостаточно: два монастыря, белокаменная крепость, грамотно отреставрированная, и несколько музеев…

Еще один остров - и в объезд!

Следующая точка маршрута оказалось одним из самых сильных впечатлений за все путешествие. Крепость «Орешек» на крошечном острове в устье Невы. С северо-восточного берега во всей красе открывается Ладожское озеро, а сама крепость потрясает силой тех людей, судьба которых навсегда связана с «Орешком». Пробежки по истории тут мало, поэтому не будем даже и пытаться, лишь краем глаза глянем на былое величие. А Санкт-Петербург было решено объехать: заскочить туда на денек – только раздразнить интерес. Держась поближе к Ладожскому озеру, мы продолжили пробираться на север.

 
 
 
  

Кстати
С газом в этом направлении проблемы, заправок очень мало и с бензином, по крайней мере, на выбранном нами маршруте. Несколько раз я начинал паниковать, что путешествие закончится где-то в глухом лесу среди озер из-за пустого топливного бака.

После промежуточной ночевки на берегу небольшого озера и нескольких сотен километров по грейдеру мы с криком «Ура! Карелия!» ворвались в те самые края, о которых, по моему глубокому убеждению, и поет Гарик

Хранительница

Первый день в Карелии… Отыскали геокешерский тайник «Лесное джакузи». Оказалось, это старая финская мельница, а еще финская ГЭС и мраморное озеро – места, где нельзя не побывать.

Ночевать остановились в месте с названием «Три водопада». Когда искали финскую ГЭС, вошли в лес… нет, не так – в ЛЕС! Мох, мягким ковром покрывающий все вокруг, море ягод и грибов… Чтобы понять, что мы почувствовали, надо оказаться там же… Именно в этот момент Карелия вошла в мое сердце, чтобы навсегда там остаться.



 
  

Дальнейший путь лежал через несколько геокешерских точек к горе Воттоваара, с которой все, собственно, и началось.

– А здорово было бы попасть в какую-нибудь деревню с деревянными старыми домами, где радушная хозяюшка угостит местными кушаньями и расскажет свою историю...
– О, Мусь, поворот на Кинерму, там тайник есть, называется «Кинерма и ее Надежда». Поедем?

Плюнув на усталость, делаем крюк в пару десятков километров, сворачиваем в Кинерму, а там… Представьте себе: все наши желания воплотились, до мельчайших подробностей! Нас встретила Надежда Калмыкова. Она со своей юной помощницей провела нас потаенными тропами в глубины истории, да еще и накормила на посошок домашней карельской едой.

С новыми силами двинулись дальше. Конечно, не обошли стороной знаменитый Кивач, но на тот момент мы посетили уже столько водопадов, что самый большой из них не произвел такого уж сильного впечатления. А может быть, просто мысли все время о другом были. «Вот ведь как бывает, – думали мы о Надежде Калмыковой, – человек посвятил свою жизнь тому, чтобы сохранить деревеньку из 17 домов! 10 из них ее стараниями являются памятниками архитектуры…»

Воттоваара и Суккозеро

 
 

Наконец вот она, цель нашего путешествия. Гора Воттоваара находится на территории Суккозерского сельского поселения, ведет туда длинный пустынный грейдер, который с обеих сторон обступили леса, озера и непроходимые болота. Сам поселок Суккозеро (названия в Карелии – это отдельный разговор) неожиданно крупный, просто удивительно, как он существует на таком удалении от цивилизации и дорог. Подъехали к магазину с прекрасным названием «Вот товары». Думаем - отлично, почти добрались.

– Здравствуйте, а мы правильно приехали, Воттоваара – это тут?
– Да, тут недалеко, а вы на чем?
– На «четверке».

Продавщица оценивающе посмотрела на наш боевой транспорт…

– Э-э-э… Там дороги практически нет.
– Да мы не торопимся… Доедем куда сможем, переночуем и пойдем пешком.
– Ну как хотите, а то вон Сашка поедет завтра на «буханке», может и вас взять.

Покупаем магнитик и начинаем пробираться… На выезде из поселка встречаем два экипажа подготовленных L200 из Йошкар-Олы. Они – нам:

– Ребята, привет, а где гора?
– Мы сами ищем… А можно мы за вами поплетемся?
– На «четверке»?!!! Ну вы сумасшедшие! Поехали, если что – выдернем вас.

Так мы и поехали. Дорога, что называется, off road, но впереди страхуют два танка. Нам не страшно. Я понял одно: по бездорожью можно и на пузотерке, только ошибок надо стараться не допускать. Ехал вплотную к ребятам, они открывали фарватер в лужах, и я аккуратненько продвигался за ними. Были места, где приходилось выходить, снимать штаны и мерить глубину. На удивление мы пробрались, не застряв ни разу. Наши случайные попутчики явно зауважали нас после этого.

– Ну вы монстры! На «четверке», с ребенком, в такую… глушь.

По дороге, правда, снова оторвалась защита КПП и начал греметь стабилизатор поперечной устойчивости из-за стертых в ноль резиновых втулок.

Экипажи L200 разбили палатки, а мы разложили свою внутриавтомобильную кровать.

Своими руками
На ночлег как дальнобойщики

Прогнала из своих владений

Вокруг Воттоваары ходит куча легенд. Дескать, это место поклонения древних саамов, и ходить туда нужно с дарами, а женщинам туда вообще нельзя и тем более детям. Но мы, будучи современными скептиками, отправились веселою толпой…

Поднявшись на гору, попали в другой мир: гнутые страшные деревья, огромные сейды и какая-то гнетущая обстановка. Воттовааре мы, видимо, не пришлись по сердцу, и она наслала на нас туман, который плотными клубами набежал за считанные минуты. Не помогло, мы не ушли. Тогда следующим испытанием стал дождь, но мы упорно продвигались от сейда к сейду. В завершение всего у нас перестал работать навигатор, ну точно как в дешевых фильмах ужасов.

 
  

Наш скептицизм улетучился, когда мы поняли, что заблудились (плато очень большое). Решено было бросить затею с неосмотренными сейдами и искать обратную дорогу. Ее мы нашли только благодаря зрительной памяти наших фотографов:

– Вот, я же снимала это дерево, нам туда!

На спуске нас встретил последний сейд в виде головы доброго кота. Он долгим взглядом проводил нашу группу и – о чудо! – вышло солнце, заработал навигатор… Перекусив грибным супчиком на свиной косточке, мы помчались в обратный путь. Я до сего дня не могу понять, куда делась плохая дорога, которую приходилось брать с боем по пути к горе: отрезок обратного пути до Суккозера мы проехали как по асфальту!

В обратный путь

Добравшись до ближайшей цивилизации (читай: до асфальта), обессиленные расположились у Пунозера. Погода была плохая, но нам удалось устроить походную баню, помыться, согреться и выспаться.

  

– Что будем кушать?
– Суп грибной, наверно…

Кстати
Собрать грибов на похлебку в Карелии можно в радиусе 10 метров от места стоянки, а заодно еще и ягод на компот.

  

Дальше были шунгитовый карьер, Сандормох и, конечно, Кижи. Последней точкой, которую мы посетили в Карелии, стал мыс Бесов Нос, где располагаются знаменитые карельские петроглифы.

 

Обратный путь лежал по восточному берегу Онежского озера, через Вологодскую область.

– Смотри, Ферапонтово, давай завернем!
– Ой, я устал, и поворот уже проехали.
– Тут собор Рождества Богородицы, расписанный Дионисием, это один из самых известнейших иконописцев на Руси. Вон, смотри, еще один поворот в Ферапонтово, поехали, ну пожалуйста!..

  

Отпуск, как и наличность, подходил к концу. Домой мы вернулись поздно ночью, проколесив по русскому северу всего-то 10 дней, со стойким желанием снова туда вернуться.

Всего пройдено: 3300 км

Затрачено времени: 10 дней

Автомобиль: ВАЗ-21043; 2007 г. в., 1,5 л; 72 л. с., инжектор, с оборудованием для работы на природном газе

Затрачено на газ/бензин: газом удалось заправиться лишь однажды, расход 92-го бензина в среднем 13 л/100 км. Итого 429 л. Около 12 000 р.

Затрачено на ремонт: 3 раза отрывали защиту КПП (в итоге сняли ее совсем в районе Медвежьегорска), один раз теряли крепления глушителя, по дороге поменяли 4 резиновые втулки стабилизатора поперечной устойчивости, все ремонты делал сам, покупка запчастей обошлась в 200 р. (это к разговору о преимуществах отечественного автопрома).

Анонс
Еще один маршрут по Карелии

Текст и фото: Иван Мурзенко 
Иллюстрации: Эльвира СикорскаяМихаил Фаянцев



Оставить комментарий

CAPTCHA