К Эльбрусу - на Росомахе

Декабрь 2013 года... На работе затишье, открыл карту....

За полгода до старта

Выбор маршрута для очередного отпуска - серьезное дело, которое я начинаю минимум за полгода. Карта матушки-России обнадеживает: есть где разгуляться. Прошлым летом мы ездили в Казахстан и в киргизский Тянь-Шань, горы очень плотно засели в сердце, но в этот раз охота поехать поближе. Что же, родной Кавказ всегда рядом!

Обычно строю маршруты, используя туристические сайты, например: www.wikimapia.org или www.geocaching.su, о котором я уже писал. Старт в Серпухове, остановки в Краснодарском крае у родни (для передачи на ответственное хранение дочери), а дальше вдоль Кавказских гор до Кабардино-Балкарии. Пробегая взглядом по карте, обратил внимание на Эльбрус, вот, думаю, отличная идея, потратим пару лишних дней и поднимемся на Эльбрус!

Спустя несколько дней

Любой поход прежде всего – изучение маршрута, всех его сложностей и перипетий. Спустя несколько дней понимаю, что на Эльбрус за два дня не поднимаются, нужна минимум неделя, а также много денег на снаряжение, т.к. высота 5621 метр - отнюдь не шутка. На помощь пришла родная фирма, в которой на новогоднем розыгрыше я выиграл желание у Дедушки Мороза – учредителя. Угадайте, каково было мое желание? Помощь моей компании ощутимо облегчила подготовку, но, конечно, не компенсировала все затраты.


Около 40 000 рублей было потрачено на альпинистское снаряжение, притом что много чего уже было в наличии, и еще по 20 000 рублей с носа гиду.


Все предыдущие поездки мы осуществляли на боевой «четверке», которая, к сожалению, к весне серьезно вышла из строя.

Сказались последствия безграмотного увеличения дорожного просвета. Дело в том, что я поставил проставки под пружины задней подвески, а под амортизаторы не поставил, в результате неправильно распределенной нагрузки срезало верхнюю ось амортизатора и отломался «домик» крепления стабилизатора.

Ремонт задвинул на потом и приобрел новый Renault Logan, покупка назревала уже давно, но хотел я Duster... Что ж, обстоятельства, как обычно, провернули все по-своему. Стало быть, ехать на «Логане»... Хм, попробуем. Автомобиль очень быстро приобрел имя (по аналогии с тезкой «Логаном» из знаменитых марвеловских комиксов), мой стал зваться Росомахой. Кстати, «Логан» – это высочайший пик в Канаде, еще одна случайность? Что ж, хочется надеяться, что жизнеспособность этого персонажа будет актуальна и для моей Росомахи.

До начала июня

Еще одним не менее важным шагом при организации горных походов является поиск гида. Нам посчастливилось познакомиться с человеком, который имеет мировую известность, не говоря уже о его различных спортивно-туристических регалиях.

Максим Богатырев любезно согласился поднять наши нетренированные тушки на крышу Европы. Наша подготовка продолжалась до начала июня и заключалась не только в покупке всего необходимого, но и в физической подготовке организма к экстремальным условиям и нагрузкам.


Долгожданный день

Долгожданный день наступил! Вернувшись 11 июня с работы, скомплектовали автомобиль и, рассудив, что заснуть не выйдет, сорвались в ночь.

Выявил для себя интересный алгоритм движения в ночное время (когда хочется спать): спокойно двигаешься, пока не начинает клонить в сон, как только почувствовал это, останавливаешься, заводишь будильник на 10 минут и моментально вырубаешься. Тут главное не упустить эту самую ниточку сна: как только захотелось - сразу спать.

Через 10 минут звонит будильник, просыпаешься и сразу в путь, десятиминутного сна хватает примерно на час поездки, часов в 9 - 10 утра желание спать отступает совсем и возвращается ближе к вечеру, часам к 19. К этому времени мы уже достигли нашего первого пункта назначения. Суточный перерыв на общение с родней - и снова в путь, теперь уже к Эльбрусу. По дороге заехали в Майкоп, чтобы забрать Максима и остальных участников восхождения (собралась группа из 6 человек, 2 девушки и четверо мужчин).

Решено было подниматься с севера, это более сложный из-за отсутствия инфраструктуры, но более живописный маршрут. В путь мы отправились тремя машинами: наша Росомаха, только что выехавшая из автосалона Hyundai Elantra (совсем новая, не прошедшая обкатку) и весьма бывалый Opel Frontera (на последнем нас вызвался проводить мой брат). За этот день мы должны были добраться до поляны Эммануэля.

Это то самое место, откуда начали восхождение первые покорители Эльбруса - команда генерала Эммануэля.

Дорога очень хорошая, и таковой она остается почти до Долины Нарзанов. Внедорожные качества наших автомобилей нам проверить не удалось, зато тормозную систему помучили мы изрядно, несколько раз приходилось останавливать и остужать тормоза, но впоследствии приспособились к езде по серпантинным дорогам на пониженных передачах. Ребят на новом Hyundai было искренне жаль, на спуске двигатель крутился до 4 - 5 тысяч оборотов, а у них ведь еще обкатка, нехорошо.


Провожающие прощаются

Добравшись до Долины Нарзанов, мы пообедали, распрощались с провожающими, поставили Росомаху на стояночку около небольшого домика (плата, кстати, весьма скромная, всего 50 рублей в сутки).

Рюкзаки на спину, трекинговые палочки в руки - и вперед! Поляну Эммануэля в первый день мы оставили далеко позади и остановились на ночлег, когда уже начинало темнеть и сил не осталось совсем. На этой высоте на земле уже практически нет растительности, только редкие кустики травы, лишайники на камнях, и поразительно яркие сиреневые примулы.


Следующий переход дался еще труднее, очень сильно давал о себе знать разреженный воздух, но к обеду мы вышли на ледник Уллу-Мальген-Дерку на высоте 3800 м. На этом леднике, недалеко от хижины Олейникова, мы и разбили базовый лагерь.

Первый тренировочный подъем

Сразу после обеда пошли на тренировочный подъем к скалам Ленца. Мы достигли высоты 4000 метров и вернулись в лагерь.

Передвижение по леднику - очень опасное мероприятие, в это время года трещины, которых очень много, скрыты плотным слоем снега, но провалиться в них ничего не стоит, поэтому передвижение осуществляется только по проторенной тропе и только в связках по несколько человек.

Еще одну опасность представляет погода. Облако, которое в любую минуту может спуститься на склон, снижает видимость до десяти метров, как ориентир остается тропа, и если, не дай бог, выпадет снег, тропа исчезнет. Кругом все белым-бело, и пойти не в ту сторону очень легко, а там уже поджидает трещина или обрыв. Солнце тоже не сулит ничего хорошего, наловить зайчиков совсем несложно, и все... Тогда ты садишься в палатку и никуда не идешь. Да и горный загар имеет отнюдь не привлекательный вид. В общем, все эти дни я ни разу не снимал очки.


Акклиматизационная ночевка

В следующий выход мы планировали подняться на скалы Ленца до высоты 4800 метров, там должна была пройти акклиматизационная ночевка, потом мы должны были спуститься в базовый лагерь и только на следующий день подниматься на восточную вершину. К месту ночевки дошел исключительно на упрямстве: температура около 15 градусов мороза и ветер порядка 30 м/с - зато панорама со скал открывается неописуемая. Только там я получил ответ на вопрос «Что я тут вообще делаю?».

На склоне прекрасно ловит сотовый телефон, ближе к вечеру нам прислали сводку погоды, судя по ней, завтра еще одно окошко, а вот дальше все плохо. Ночевка прошла очень тяжело, спальник у меня оказался слабоват, и померз я очень прилично, не переставая болела голова (проявление горной болезни), пришлось выпить таблетку. Ветер усилился метров до 40, а температура упала до -20.

Утром Макс предложил восходить уже сегодня, дескать, пока погода позволяет. На мое удивление, организм не особо сопротивлялся этому. Один из членов команды отказался от подъема в этот день и пошел в базовый лагерь, я же на том самом упорстве продолжил подъем. Вершина возникла как-то неожиданно, я даже устать толком не успел, предыдущий день был куда сложнее. Что ж, мы это сделали!!! Несколько кадров, пара минут видео и тщетные попытки перекричать ветер, валящий с ног.


На вершине


А теперь крест

Спустились до седловины, где Максим предложил сделать так называемый крест – это восхождение и на вторую вершину в один день. Один из членов команды согласился, а мы направились обратно к скалам Ленца собирать лагерь. На скалах Ленца у меня поднялась температура и желудок показал, что я съел на завтрак (правильно: ничего кроме воды и пары сухарей).

Собрали лагерь, оставив ребятам на всякий случай одну палатку, газ и еду, и отправились спускаться дальше. Ближе к базовому лагерю солнце растопило снег на леднике, и он стал прилипать к моим кошкам, что ни шаг - плюс полкило снега на каждой ноге. С каждым шагом мне становилось все хуже, палочки пришлось убрать и вооружиться ледорубом, чтобы избавляться от налипшего снега. В нескольких километрах от базового лагеря нас догнали Макс и Миша, которые уже спускались с западной вершины. Они, судя по всему, чувствовали себя прекрасно. Макс посоветовал снять кошки, дескать, тут склон уже не крутой. В общем, к лагерю я спустился последним, совершенно разбитым.


Поев и приняв порошок «Терафлю», ушел в забвение, а утром обнаружил себя абсолютно здоровым и полным сил. Все-таки человеческий организм - удивительная штука, он прекрасно понимает, когда ему можно расслабиться, а когда нет.

За грибами и стаканом газировки

В этот день Максим с оставшимся членом команды пошли на восхождение, от которого последний отказался накануне. А мы собрали вещи и пошли на спуск, мы планировали дойти до места, которое называют «грибами» за большое количество огромных причудливых камней, которые выветрены в форме титанических грибов. У «грибов» нас и нагнали Максим с Сергеем. Что ж, осталась последняя ночевка и обратный путь в Краснодарский край. До свидания, Эльбрус.






Легко устранимая неприятность

К машине мы вышли к 8 утра. В Долине Нарзанов со склона спускается пластиковая труба, из которой вытекает небольшой ручеек.

- Попробуйте нарзан, - предлагает Макс.

Пить хочется ужасно. Набираю воды и получаю настоящий шок - она газированная! Никогда не думал, что из источника бежит вода с газом. Отдохнули, попили, упаковались и отправились в обратный путь.

А вот вам еще из разряда «удивительное рядом»: за все дни похода ни одна мышца ни разу даже не пискнула, что, мол, она устала и болит. Зато буквально через полчаса поездки на машине, остановившсь в красивом месте пофотографировать, я чуть не выпал из «Логана» от сковавшей все тело мышечной боли. Вся усталость этих дней навалилась разом, видимо, мой организм понял, что теперь можно и расслабиться.

Ну и уж если подводить итоги, то из неприятностей, пожалуй, была одна: при укладке рюкзаков в Росомахе заклинило замок багажника, в пути он открылся, и мы потеряли три дорогущие трекинговые палочки. Но что это по сравнению с тем, что мы поднялись на Эльбрус и нас ждала соскучившаяся дочка!

А теперь к морю!

На этом наше путешествие не закончилось, мы решили завезти дочь на пару дней на море, которое она не видела еще ни разу. Замок на Росомахе починился довольно легко (я разобрал его и собрал, все встало на свои места). Мы отправились к озеру Абрау-Дюрсо. В поисках места для ночлега забрались на настоящую горную offroad-трассу, капитально разбитую братьями джиперами. Прокатились мы по ней.

«Логан», кстати, весьма порадовал, даже днищем ни разу не зацепил ничего, но, к сожалению, места для ночевки так и не нашли, кое-как развернулись и поехали к морю. В местечке с чудным названием Сухая Щель нашли небольшой кемпинг стоимостью 250 р. за машиноместо в сутки, там и было решено остановиться.

Пара дней на море, чтобы подлечить обветренное, сгоревшее, все в герпесе лицо (да, имейте в виду!). Выглядел я ужасно.

Дальнейший путь пролегал через родню. В Ростовской области мы подхватили двоих детей, чтобы показать им Москву и растолковать, что такое активная жизнь. Кстати, встал вопрос о покупке фиксирующих детских устройств, свой выбор мы остановили на матерчатых треугольниках, дешево и сердито и совсем не занимает места.


В итоге: Renault Logan Authentique с двигателем 1,4 л со стартовым пробегом 4000 км. За поездку проехал почти 4000 километров, на что потрачено 286 литров 92-го бензина на сумму 8867 рублей. Очень порадовала экономичность автомобиля (в сравнении с «четверкой», по крайней мере), раскладываемый удобный салон (отличная двуспальная кровать) и относительно неплохая геометрия (если аккуратно, то можно и по бездорожью).


 



В начале материала стартовый пробег был не 4000, а 3000 км



Оставить комментарий

CAPTCHA