Исчезающие озера Азии: казахский тракт

Посмотрел на хронологию обмеления Аральского озера и понял, что шансов увидеть его воочию все меньше и меньше. Возникла идея: сделать большой круг по крупнейшим озерам Средней Азии, в число коих должны были войти Аральское, Сонкёль, Иссык-Куль и Балхаш. Правда, обстоятельства внесли свои коррективы, но из-за этого наше путешествие только приобрело пикантности...

Автомобиль – ВАЗ-2104 2007 года выпуска
Двигатель – 1,5 л, инжектор
Общий пробег автомобиля на начало маршрута – 108 450 км
Протяженность маршрута - 9875 км
Высочайшая точка маршрута – 3570 м
Истрачено бензина – 380 л
Истрачено на бензин - 5602 р., 12 772 тенге, 0 сом (бензин в Казахстане заметно дешевле российского!)
Истрачено газа – 580 л
Истрачено на газ - 1843 р., 23 692 тенге, 4800 сом (рекордно низкая стоимость газа в Челябинской области - 10 рублей за литр).
Время в пути – 408 часов (включая остановки и ночевки)
Стоимость проведенных ремонтов – 1700 р. (трансмиссионное масло, комплект передних тормозных колодок и соединительный элемент глушителя).

С отставанием от графика

Наперекосяк все пошло еще в день сборов, поздно приехал с работы и ничего не успел, на следующий день проспали, затем как-то сумбурно собирались, в итоге выехали с отставанием от графика на 9 часов. В путь мы отправились 1 мая и, естественно, попали в жуткую пробку в районе Коломны, развернулись, стали искать пути объезда, попали в разлив Оки. В итоге крюк около 100 километров и еще большее отставание от графика.

На следующий день встали пораньше, но снова попали в пробку на половину дня из-за ремонтных работ на дороге. Стремясь догнать убегающее время, ехали в темное время суток по Самарской области, поймали правой стороной замечательную яму, в итоге - гнутый диск, спущенная резина, оторванные нижние уши и верхняя ось заднего амортизатора. Колесо заменил, амортизатор снял, чтобы не доломать, спустились с дороги и стали на ночевку.

Кстати, из-за оторванного амортизатора столкнулся со сложностью подъема автомобиля, кузов поднимается на всю длину домкрата, а колесо остается на земле. Вышел из положения с помощью строповочной ленты с трещоткой, перекинул ее через мост и стабилизатор и стянул, колесо поднялось.

Город Кинель

Утром пришлось заехать в ближайший город - Кинель, для проведения срочных ремонтных работ. В голову начали закрадываться мысли: а не вернуться ли домой? Сервис был найден быстро, жаль, адрес забыл, мастер очень толковый, приварил все на места, заодно поменял все реактивные тяги (были куплены заранее) и заменил масло в мосту (была обнаружена течь из-под прокладки), мастер порекомендовал по пути проверять уровень и доливать. А теперь внимание, барабанная дробь… за три часа работы он взял с меня всего 1000 рублей и, по-моему, остался вполне доволен. Гнутый диск после моей тщательной обработки большим молотком полностью восстановил свою функциональность, резина, кстати, тоже выжила.

Орск

К ночи третьего дня мы достигли Орска с более чем суточным опозданием, там нас ждали ужин, банька и приятная компания.

Казахский тракт
Казахский тракт

На машине по Казахстану

На следующий день, распрощавшись с хозяевами уютного домика, мы отправились на границу России с Казахстаном (на автомобиле для нас это впервые). Таможенники, и те и другие, оказались вполне лояльными ребятами и пропустили без всяких задержек... Стоило пересечь границу – дороги исчезли...

Кстати, в Казахстане вполне комфортно можно ехать тупо по направлению. По каким-то грейдерам мы добрались до Хромтау (из названия ясно, что в округе добывают хром). Купив еды, помчались дальше, но сразу за городом состоялось наше первое знакомство с ГАИ Казахстана.

Карабутак

Я забыл сделать страховку, а штрафы там, я вам скажу, просто нечеловеческие... Пришлось вернуться в Хромтау и ночевать там, а утром безрезультатно искать, где купить страховку (попробуйте это сделать в воскресенье). В итоге поехали дальше без нее, кое-как нашли потом в Карабутаке.

 
Казахский тракт

Аральск

В этот день нашей задачей было добраться до Аральска (небольшой город в 90 км от Аральского озера), дорога пошла хорошая, и все бы ничего, если бы не отсутствие заправок. Когда в баках остались последние пары топлива, на горизонте замаячило кофеси (так называются местные частные пункты общепита), непонятный бензин, который мне продали задорого, пришелся нашему автомобильчику по вкусу. В Аральск мы прибыли часов в 7 вечера, баки пустые (газ/бензин), в кармане только российские деньги, поменяли по жуткому курсу поменяли в каком-то кафе... Заправились и стали на ночевку... у кладбища.

Тут необходимо рассказать подробнее. Мусульманские кладбища очень необычны, ну на мой взгляд. Практически все являются своеобразными склепами, я, к сожалению, не знаю, как правильно они называются. Так вот, я слышал, что, испросив позволения у усопших, путник может переночевать в этих склепах! В склепы мы, конечно, не полезли, но машину поставили в непосредственной близости. Надо сказать, это была одна из самых спокойных ночей за всю поездку! Со стороны кладбища смотрятся как маленький сказочный Багдад из «1000 и 1 ночи».

Казахский тракт

На следующий день мы отправились к Аральскому озеру, дорога – пыльная грунтовка, с огромным количеством сусликов, орлов и прочих обитателей степей Казахстана, пейзаж красивый, но, на мой взгляд, скучноватый.

Казахский тракт
Казахский тракт

Аральское озеро

К сожалению, добраться до Аральского озера нам не удалость, только старая береговая линия да остовы кораблей, под которыми прячутся местные коровы от солнца, вода отступила очень далеко, и добраться до нее возможно было только на внедорожнике, вокруг песок.

Казахский тракт
Казахский тракт

Основной целью нашего маршрута все-таки была Киргизия и озеро Иссык-Куль, хотя сама идея возникла именно благодаря Аральскому озеру. Поэтому в Казахстане мы долго задерживаться не стали, уже следующим утром подъехали к киргизской границе. Чем ближе мы к ней подъезжали, тем более жизнерадостный пейзаж нас окружал. Пожалуй, он похож на просторы Краснодарского края.

Что запомнилось в Казахстане особенно? Очень строгие гаишники и очень суровые штрафы. На обратном пути меня угораздило разбить стекло, и каждый встречный «блюститель закона» норовил лишить меня прав, но все же я худо-бедно уговаривал отпустить меня бесплатно...

Кстати, волшебная формула «Ты на дороге - и я на дороге» там действует, уважение к путнику ощущается кожей, особенно при общении с простыми людьми, все очень приветливые и отзывчивые, и в Казахстане, и в Киргизии!


Список «штрафов», которые пришлось заплатить:

  1. За отсутствие страховки - 3000 р. (кстати, официальный штраф что-то около 15 000р.).
  2. За превышение на 7 км/ч - 1500 р.
  3. Постоянно хотели отобрать права за разбитое стекло, но отмазывался.
  4. На выезде из Казахстана остановили за все то же разбитое стекло и вместо штрафа выписали 3 (три!) предупреждения за якобы не пристегнутый ремень, за то , что я якобы не включил поворотник и свет, зато за бесплатно отпустил…




Оставить комментарий

CAPTCHA