Платформа автомобиля: конструктор для взрослых

В последнее время в описаниях автомобильных брендов встречаются упоминания о так называемых платформах. Это даже стало своеобразной модой, демонстрацией «продвинутости» рецензента в области автомобильной техники. На самом же деле понятие «платформа» столь широко, что порой ставит в тупик даже профессионалов. Кроме того, оно продолжает эволюционировать и наполняться новым смыслом.

Платформа b0: бульдог или носорог?

То, что автомобильная платформа – это всего лишь конструктивный термин, можно наглядно продемонстрировать на популярной тройке автомобилей, сконструированных концерном Renault. Казалось бы, что общего у седана Logan, минивена Largus и внедорожника Duster? А объединяет их конструктивная платформа ВО.

Скрытое отличие «Лады-Ларгус» от «Логана» во вставке, удлинившей конструктивный элемент кузова «пол»; но и «Дастер» от них недалеко ушел: для создания нового автомобиля взяли ту же «железку» и усилили в районе центрального тоннеля. Во всем остальном автомобили отличаются кардинально: у «Дастера» шире колея, усилена подвеска; обтекаемые формы кузова «Ларгуса» заметно отличаются от рубленых углов «Логана». Однако производитель упорно обговаривает, что созданы эти машины на единой платформе, причем все изменения были предусмотрены еще на стадии конструирования первой модели.

Платформа Лада/ВАЗ– обман или реальность?

Вы вполне можете заявить, что раз принципиально разные автомобили относят к одной «платформе», то это все обман и надувательство со стороны производителя. Хитрый маркетинговый ход, так сказать. Это так, но и в то же время не совсем так. Все дело в стремлении конструкторов к унификации. Если хорошо подумать, то вообще все автомобили можно отнести к единой платформе. Знаете, к какой? Метрической резьбы! Эта глобальная унификация позволяет применять, например, гайки и болты от «Камаза» на «Жигулях» и наоборот.

Так вот: заявленная производителем бренда платформа есть ничто иное, как стремление к локальной унификации. Ведь возможность использовать детали одной модели на другой, даже принципиально отличной, существенно повышает эффективность производства. Сейчас конструирование любого автомобиля начинается с закладки моноплатформы или мультиплатформы. Это позволяет автомобильному заводу быть уверенным, что на протяжении нескольких лет он сможет выпускать разные модели, не занимаясь кардинальной перестройкой производства.

Примером использования конструктивной платформы в автомобильной промышленности нашей страны можно считать бренд «ВАЗ». Его производство, начатое с 70-х годов прошлого века, дожило до наших дней. Возможно, что набор конструктивных элементов был определен слишком жестко, поэтому вносимые изменения были минимальными. Зато такой концепцией не обладал другой наш гигант автопрома – АЗЛК, конструкторы которого меняли платформы через две — три модели. За рубежом устаревшие платформы не снимают с производства сразу, а используют для автомобилей бюджетного ценового сегмента. Например, Seat Exeo «донашивает» ее от Audi A4.

Набор конструктивных элементов, входящих в платформу, может быть разным. Ее создание дело настолько сложное, что объединяет даже конкурирующие фирмы. Так произошло, например, с «Маздой» и «Фиатом», создавших единую конструктивную платформу для автомобилей Alfa Romeo Spider и Mazda MX-5.

MQB и CMF: автомобиль из «кубиков»

Сейчас конструкторов автомобилей перестал удовлетворять и унифицированный набор деталей, поэтому они предпринимают попытки к созданию модульных конструкций. И автомобили из «кубиков» уже существуют. Концерн Volkswagen AG разработал платформу MQB. На ее основе уже выпущена Audi A3, готовится к переходу на нее и долгожитель конвейера Golf. Унификации подверглись даже силовые агрегаты. Их собирают из взаимозаменяемых модулей, получая двигатели с разными характеристиками. Переходит на модули и концерн Nissan, разработавший платформу CMF.

Конструктивная платформа – это не обман покупателя, а способ сделать производство гибким. Ведь, по большому счету, насыщенный электроникой современный автомобиль принципиально не отличается от моделей Генри Форда, выпускавшихся в начале прошлого века.



Оставить комментарий

CAPTCHA