Кроссовер «ЛАДА Дастер» 2015: возможны варианты

Появится ли Duster с шильдиком АВТОВАЗа или российский флгаман представит свою версию B-Cross?

«Мой щенок похож немного на бульдога и на дога...»

Автомобиль, состоящий на 70% из заимствованных компонентов (схема полного привода – от Nissan, интерьер – от Sandero, подвеска – от Logan и т.д.), побил все мыслимые рекорды продаж, утвердившись уже с октября 2012 года в статусе самого популярного внедорожника России. Ну и что, что кроссовер!

Репутация «народного вседорожника» сопутствовала этой модели Renault не только в России, но и всюду, где ценят бюджетные машины, а именно в странах с невысоким уровнем жизни – в Бразилии, Румынии, Колумбии, Индии, Аргентине...

Удивляться не приходится: компания Renault сумела восполнить пробел, который зиял как черная дыра, - во всем мире есть потребность в доступной, удобной и прочной машине 4х4. На развивающихся рынках уже перечисленных выше стран высоко стремление обладать автомобилем, который бы подчеркивал социальный статус (разумеется, принадлежность к среднему классу). В то же время имидж имиджем, а автомобиль на дорогах, подобных нашим, должен быть универсальным и надежным. Чтобы это просчитать, Renault не понадобилось делать открытие: взгляды потенциальных покупателей Duster'a были устремлены на импортные внедорожники, но их цена такова, что и истинно среднему классу джип не по карману.

Простая предпосылка, не так ли? Но какой успех! И без обид: ах, нас приравняли к развивающимся странам и всучили нам дешевую подделку. Во-первых, не такую уж и дешевую, сколько бы об этом ни твердили маркетологи. Во-вторых, европейские потребители тоже проявили к новинке немалый интерес, потому что там тоже нужны вездеходы. И дело не только в цене, а еще и в том, что «паркетник», как бы ни пыжился выглядеть джипом, таковым не является. Так что не все упирается в цену, но и в технические характеристики тоже.

Duster, будучи кроссовером, бесспорно, отвечает требованиям 4х4. Он и выглядит так же: высокий дорожный просвет, широкие колесные арки, намекающие на возможности, подчеркнутая всем экстерьером прочность (приметы всех автомобилей на базе платформы B0 – они спроектированы так, чтобы не разочаровать поклонников бренда в его надежности). Говоря словами одного искушенного в этой теме бизнесмена, «Duster – автомобиль неинтересный, запчасти к нему не понадобятся». Ну и наконец, многие помнят нашумевшую экспертизу Renault по безопасности этого авто (Bosch 8.1 ABS, EBV электронное распределение тормозных усилий и помощи при экстренном торможении).

В Румынии Dacia-Renault, а у нас?

Dacia Duster выпущен на основных рынках бренда весной 2010 года, до России дошагал летом 2012 года. И ему сразу была уготована (не только у нас) востребованность Logan и Sandero.

Завод «Питешти» (Румыния), годовая мощность которого 350 000 автомобилей, производит и другие модели бренда. Тем не менее выпуск Dacia и здесь превзошел самые оптимистичные прогнозы.

В России Duster собирают на заводе «Автофрамос», равно как и еще четыре свои модели (Logan, Sandero, Fluence, хэтчбек Megan). Французы инвестировали в завод в первые два года более 100 млн евро. Недостроенный завод двигателей «Москвича» быстро преобразился: все в соответствии с технологией AIMS (Alliance Industrial Manufacturing System) — системой промышленного производства альянса Renault—Nissan.

Завод, пущенный по-советски досрочно, с началом производства Duster'а быстренько вышел на заявленную мощность – 160 000 автомобилей в год. Как-то сами собой вспоминаются слова лейтенанта Кузнечика из фильма «В бой идут одни «старики»: «Я мог бы, конечно, и больше, но вы, товарищ командир, своим нижним бельем распугали всех немцев...»

Но вот интересная подробность: французы выкупили у Московского правительства завод полностью только в конце 2012 года (к тому времени общая сумма инвестиций подбиралась уже к полумиллиарду евро). Что такое конец уходящего 2012 года? Европа реструктурирует банковские долги, Подмосковье ждет губернаторских выборов, Шойгу сменил на посту министра обороны Сердюкова... Слухи о том, что Renault перенесет сборку Duster'a на АВТОВАЗ, так и остались слухами. «Народный вседорожник» остался в цехах «Автофрамоса».

А что же флагман?

Один из десяти покупателей тратит деньги на покупку новой «Лады» или «уазика», остальные девять приобретают иномарку, пусть даже и собранную у нас.

Никого уже не зажигает дискуссия на тему «Что важнее – продолжать ездить на современном, а не на морально и технически устаревшем автомобиле или сохранить сам бренд?». А нельзя ли то и другое сразу? Сотрудничество с Renault - Nissan такую надежду дает, да и сухой, рационалистичный менеджмент Бу Андерссона, которого коммунисты решили уволить, чтобы сберечь флагман нашего автопрома, пожалуй, тоже. Этим флагман не сбережешь.

Если в экономические планы не вмешается украинский кризис, то доля АВТОВАЗа во всех новых начинаниях составит около четверти сегмента авторынка. Не такие уж и плохие итоги глобализации по сравнению с нынешними вялыми процентами продаж.

Локализация – наше всё

Первый иностранный автопроизводитель появился у нас в 1996 году - с «отверточной» сборки в Калининградской области моделей BMW, GM и KIA. Спустя девять лет последовало знаменитое Постановление №166. Подвергнутое многочисленным поправкам, оно не утратило своей конечной цели: в обмен на беспошлинный ввоз автомобильных компонентов компании должны нам провести глобальную модернизацию существующих мощностей или построить новые производственные площадки. В лучших традициях Госплана названы конкретные цифры. В окончательной редакции они таковы: локализация производства до 60% (сначала речь шла о 30%); создание производства двигателей и трансмиссий; снижение объемов автомобилей, собираемых в режиме «отверточной» (крупноузловой) сборки, до 5%.

Иными словами, постановление №166 не столько установило тарифы на ввоз автокомпонентов, сколько ввело новые правила для промышленной сборки. А так как большинство соглашений истекает в 2014 году, то производители оказываются перед нелегким выбором.

Все встанут и уйдут? Вряд ли. Да, себестоимость производства в России в среднем на 7% выше, чем в Европе (мы – страна с длинной зимой, и цены на энергоносители соответствующие). Но пошлина на ввоз нового легкового автомобиля составляет 30% отпускной цены. А вот если производство организовано в России, то затраты можно снизить до 20%.

Японский Nissаn, которого санкции в отношении России взволнуют гораздо меньше, чем европейских партнеров, собирается вложить в развитие площадки «ИжАвто» в течение трех ближайших лет 10 млрд р. С ним в доле будут АВТОВАЗ и Renault. Две линии, налаженные там, будут выпускать модели на платформе Lada Granta и ее саму тоже. Приплюсуем сюда еще бюджетный Datsun, на который делает ставку Nissan, и Bluebird – проект в соавторстве с Renault. Смысла все перечислять нет: Skoda Yeti, Skoda Octavia, Volkswagen Jetta... Все марки и бренды к нам – то ли в гости, то ли на ПМЖ.

В передовиках локализации

Напомним правила игры согласно постановлению №166: за первые два года – уровень локализации до 10%, еще через полтора года — до 20%, а спустя 4,5 года – на 30% (сюда входят сварка и окраска). 

Производство на «Автофрамосе» в передовиках. Logan и Sandero уже сейчас перешагнули 60%-й барьер. Duster тоже блещет показателями.

Казалось бы, можно и перевести дух. Но нет. Среднестатистический 75,6%-й уровень локализации, о котором заявил по итогам 2013 года зам. министра промышленности и торговли Алексей Рахманов на Российском автомобильном форуме, станет ключевым в успешности автобизнеса в России в 2014 году. 80% – рубеж, который должен быть взят. И именно эта цифра подводит черту под дискуссией о процентном соотношении наших/не наших компонентов в том числе и в Duster'e.

К тому же «Автофрамос», равно как и «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», и без того в передовиках (более 65% локализации), в отстающих – «Тойота Моторс» и «ПСМА Рус» (менее 20%).

Если сборка двигателей начнется в Тольятти, то и барьер в 80% – не барьер. Что обретет страна, вполне понятно: инвестиции плюс локализация – наше все. Что получит иностранный производитель, тоже понятно: снижение себестоимости и сбереженные километры нервов.

А покупатель? Вполне приличную машину, если, конечно, за качеством будет следить суровый «ликвидатор».

Сохраняя свою ДНК

Тем временем уже представлен Duster 2015 года. Сначала во Франкфурте, только как Dacia для Европы, а потом уж, после некоторых раздумий, – как Duster для России.

Нового не то чтобы много, но кое-что найдется: радиаторная решетка, фары, задние фонарики – все это, конечно, не относится к радикальным изменениям, а носит больше косметический характер. Дизайнеры поработали над шильдиком и над приборной панелью, обивкой кресел, джойстиком на рулевом колесе...

Впрочем, сюрпризы есть. Агрегатироваться новая версия Duster'a будет тремя двигателями: бензиновым (1,6 л, 105 л. с., крутящий момент 148 Нм) и двумя дизельными (оба 1,5 л, но один – 86 л. с., 200 Нм, а другой – 110 л. с., 240 Нм. С 5-, 6-ступенчатой МКП или 4-ступенчатым «автоматом»). И разумеется, с передним или полным приводом на выбор.

О 2-литровом Duster'e уже речи не идет. А жаль! Тому могут быть разные причины: от перераспределения производственной программы (просто определенное количество моторов нужно в других регионах/моделях, к примеру, для того же Nissan Terrano) до подготовки новых ценовых сегментов.

«Мы подчеркнули его направленность 4x4, сохранив при этом все полезные функции. Новый Dacia Duster получает более сильный характер, сохранив свой первоначальный ДНК», – говорит об обновленной версии Дэвид Дюран, руководитель направления Styling компании.

Защита Каро-Канн: белые начинают

Но вернемся к любимому АВТОВАЗу, который не устает нас удивлять и радовать, в том числе и своими заявлениями. Наш флагман все больше и больше напоминает фрау Заурих из «Семнадцати мгновений весны»: «Сегодня я буду играть защиту «Каракана», только вы мне, пожалуйста, не мешайте». Штирлиц нежно любил фрау Заурих, не меньше, кстати, чем мы с вами любим АВТОВАЗ. Ну разве есть у нас другой такой фетиш для национального самобичевания?

АВТОВАЗ намеревается порадовать новинкой B-Cross в 2016-м. В августе нынешнего года детище вряд ли покажут на Московском автосалоне. По одним источникам, новинка будет представлять собой Duster, только с «вазовским» шильдиком (все решили поработать над логотипом бестселлера). По другим – это будет опять-таки Duster, но с измененными бамперами, светотехникой и, возможно, с характерными выштамповками на крыльях (как на концепте X-Ray), возведенными в главную отличительную черту всех моделей «Лада» наступающей эпохи.

Вполне может оказаться, что B-Cross будет только переднеприводным (для разведения потенциальных внутренних соплатформенных конкурентов по разным ценовым категориям), а полноприводные версии будут выпускаться с эмблемами Nissan и Renault (а тут уже кроме цены всплывает еще один интерес – контрольный пакет АВТОВАЗа), но все это не факт.

Пока ясно одно: компоненты у B-Cross будут те же, что и на Duster'e. Пока Renaut владелец этой платформы, в ней ничего для B-Cross менять не будут. Да и АВТОВАЗу на будущее, наверное, интереснее получить доступ к готовому отлаженному продукту, а не перекроенный полуфабрикат. А вот когда появится Duster следующего поколения на другой платформе, а нынешняя перейдет АВТОВАЗу в безраздельное пользование, то тут можно что-то и поменять, если уж очень захочется. Но это – не ближайшее будущее. 

Нужна ли будет эта платформа вазовцам? Достанется ли? В связи с маячащими санкциями много неясных перспектив, в том числе и по сделкам и связанным с ними условиям предоставления платформ, узлов и агрегатов... Одно утешает: новая LADA Granta уже поставлена на поток. Или если и утешает, то не очень?

4x4


Оставить комментарий

CAPTCHA